Победа ёлки и пихты

Победа ёлки и пихты

Почему елка не годится для тотема? Рождественские украшения — производство "стеклянных яблок". Возвращение новогодней елки в советские семьи.

13 декабря 2015 года / Рейтинг:


Содержание

Предысторию читайте в статье "Тис — тотемное дерево в борьбе за выживание".

Ель (Picea abies) почти не пригодна в качестве тотемного растения. Малейшее повреждение — и на стволе остаётся глубокое уродство. Средний возраст — каких-нибудь 200–300 лет. Говорить о расщеплении ствола на отдельные деревья не приходится. Да и со стойкостью у ели не очень хорошо — корни ели поверхностные, и при сильном ветре растение «выворачивает» вместе с корнями. Начнешь поклоняться такому дереву — а оно через несколько поколений погибнет, навлекая беду на тех, кто ему поклонялся. Есть единственное оправдание тому, почему люди предпочли ель вместо тиса. Тис просто был почти вырублен! А ель так на него похожа.НА ФОТО: Ель обыкновенная зимой.

Нужно отметить, что местами вместо тиса использовали не ель, а пихту (Abies alba) — ведь внешнее сходство между этими деревьями несомненно. Да и теперь люди не очень разборчивы. В качестве Новогодней елки используют более 20 разных видов хвойных деревьев.

"Елочная война" Риги и Таллина

Первые письменные свидетельства об обычае наряжать ель к зимнему солнцестоянию (Рождеству = Новому Году) относятся к 1441 году. Братство «черноголовых» (иноземных купцов на территории Ливонского ордена) под Рождество устанавливало на центральных площадях Риги и Ревеля (современный Таллин) зеленые хвойные деревья, и купцы веселились вокруг этих ёлок.

Любопытно, что из-за этого туманного упоминания в летописи в канун 2011 года мэры современных Риги и Таллина чуть не поссорились. Оба надеялись завлечь туристов к юбилейному 570-му сезону Новогодней елки. Накалившиеся отношения даже назвали «ёлочной войной». В пылу дискуссии эстонцы объявили, что их ель была поставлена на 400 лет раньше рижской. На что в Риге заметили, что тогда — как следует из эстонских данных — их ель была установлена еще даже до первого упоминания Ревеля в летописях! Но на что только не пойдешь, чтобы переманить к себе туристов...НА ФОТО: Современная рождественская ель в Старой Риге на площади Ливу.

В 1510 г. в Риге летописцы еще раз отмечают празднование Нового года с ёлкой. В конце праздника, по-видимому, ель была сожжена. Это — отголосок древней традиции сжигать на зимнее солнцестояние дерево-оберег. У славян этим деревом традиционно была береза. На колядки сжигали березовое полено, причем его нельзя было покупать: берёзу рубили самостоятельно, а неимущим дарили. Пепел после сжигания полена хранили до весны, часть высыпали на поле для улучшения плодородия, а часть сохраняли до следующих колядок. Похожая традиция была и у германцев, отмечавших Йоль. И сжигали, по-видимому, действительно какое-то хвойное дерево.НА ФОТО: Средневековое зрелище "Дракон Жало" — дракон сжигает рождественские елки (Фюрт-им-Вальд, Германия).

Историки в архивах находят отрывочные сведения о наряженных елках в самой Германии (из которой в Ригу и приезжали «черноголовые» купцы). Один из немецких документов 1561 года говорит, что на Рождество в каждом доме должно быть не более одной ёлки. В 1605 году есть более определенное указание на то, что в Эльзасе (на границе Франции и Германии) «На Рождество здесь устанавливают в домах ёлки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Обычай наряжать елки нужно было как-то обосновать, примирить с христианской традицией. В Германии до сих пор живо предание тех лет, что св. Бонифаций, который крестил германских язычников в VI веке, торжественно срубил дуб (символ бога Тора). Все культовые деревья чудесным образом упали. Исключение составила только ель (или, возможно, пихта). По другой версии в середине дубового пня тут же выросла елка. Тогда Бонифаций сказал, что германцы отныне должны поклоняться ели: у нее треугольная крона, которая должна напоминать о Святой Троице.НА ФОТО: Св. Бонифаций рубит дуб. Прорастание ели на гравюре не показано.

История рождественских украшений

Украшения на елке также были переосмыслены на христианский лад: теперь туда вешали яблоки, и ель превращалась в дерево познания добра и зла, напоминая о грехопадении Адама и Евы. Как символ божественной непостижимости развешивали орехи. Поскольку устанавливали ель в канун Рождества, верхушку украшали Вифлеемской Звездой — символом рождения Христа.

Свечи на ёлке по легенде придумал немецкий церковный реформатор Мартин Лютер (реформация происходила в Германии в XVI в.). Согласно легенде, прогуливаясь по зимнему лесу в канун Рождества, Лютер обратил внимание на то, как красиво поблёскивают звезды через ветви ели. И ему пришла мысль украсить рождественскую елку свечами. Сторонники Мартина Лютера считали свечи символом надежды и обновления Германии.НА ФОТО: Реформатор Мартин Лютер со своей женой Катариной Бора.

Примечательно, что в католических землях Германии, где не признали реформы Лютера, до сих пор не любят устанавливать елку на Рождество — считают ее символом лютеранства.

Вначале яблоки и орехи были вполне натуральными. Чтобы отпраздновать Солнцестояние — Рождество — Новый год, крестьяне запасались яблоками и старались сохранить их. По преданию в 1848 году в Саксонии был неурожай яблок. И тогда стеклодувы из местечка Лауше предложили оригинальный выход — они изготовили «стеклянные яблоки». Теперь украшение елки не зависело от урожая. В 1867 году там открылся первый завод по производству стеклянных елочных шаров.

Победное шествие рождественской ёлки

В России обычай праздновать Новый год 1 января ввёл Пётр I. В его указе о праздновании 1700 года говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

О том, чтобы вносить в дом ёлку на Новый год, речи не шло — у славян ель (отголосок тиса) также считалась сакральной и связанной с погребальными обрядами. До сих пор в деревнях, провожая человека в мир иной, старушки устилают дорогу еловыми ветвями. При этом считается плохим знаком наступить на ветку. Понятно, что указ Петра I не нашел бурного одобрения. Ветви были выставлены лишь на воротах царских кабаков да вельмож, боявшихся царя.

Распространению рождественской елки способствовали родственные связи немецкого королевского дома. Многие принцессы в течение XVII – ХIХ вв. выходили замуж за принцев Великобритании, Франции, России, других европейских стран. Они, конечно же, вспоминали, как интересно праздновали Рождество и Новый год с елкой в королевском дворце.

В России первую ёлку в царских покоях 24 декабря 1817 года устроила Александра Федоровна (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), жена Николая I. В дальнейшем поставить ёлку означало, что человек приближен к высшему обществу, следует за светской модой. Но до поры до времени ёлка в домах так и не стала традицией. Ни А.С. Пушкин, ни М.Ю. Лермонтов не упоминают о такой традиции, хотя народные святочные гадания, маскарады и гуляния описаны достаточно хорошо.НА ФОТО: Первый праздник во дворце Николая I, устроенный для детей и племянниц.

В XIX в. многие сказочники вдохновлялись рождественским сюжетом. Так, в 1816 г. Эрнст Теодор Амадей Гофман написал знаменитую сказку «Щелкунчик и Мышиный король», которая затем была переведена на русский язык, а Петр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Все хотели погрузиться в сказочную атмосферу и украшали на Рождество елки, надеясь на маленькое чудо. Рождественские сказки написали Ганс-Христиан Андерсен и Чарльз Диккенс. С 1840-х годов в России ёлки становятся распространенным явлением.НА ФОТО: Поздравительная открытка из дореволюционной России.

В рождественском номере детского журнала «Малютка» за 1903 г. было напечатано стихотворение «Ёлка», написанное княгиней Раисой Адамовной Кудашевой. Она преподавала, а затем была библиотекарем, сочиняла стихи и сказки для детей. Стихотворение «Ёлка» привлекло внимание Леонида Карловича Бекмана, который закончил Московский сельскохозяйственный институт как агроном. Он переложил слова на музыку для своей маленькой дочки, а его жена записала ноты. Так и получилась самая любимая новогодняя песенка — «В лесу родилась ёлочка».НА ФОТО: Песня "Елочка" давно стала народной — без нее не обходится, пожалуй, ни один утренник.

Ёлка и политика

Отношение к ёлке на новогоднем празднике менялось в зависимости от политических событий. Во время Первой мировой войны, в 1915 г. Священный Синод обратился к русским патриотам с призывом не наряжать елки на Рождество, поскольку этот обычай был привнесен из Германии, с которой на тот момент Россия воевала. В Великобритании во время этой войны отказ от рождественской ёлки также считался проявлением патриотизма. Но сразу же после окончания войны обычай наряжать ёлку вновь стал пользоваться популярностью.

В СССР с 1920 г. началась борьба с наряженными ёлками, которые окончательно попали под запрет в 1929 г. Считалось, что елки напоминают о празднике Рождества, а с церковью в те годы велась напряженная борьба.

Любопытно, что в Турции примерно в то же время, наоборот, стали наряжать новогодние елки, в связи с переходом на григорианский календарь. В Турции нарядная елка была атрибутом светского праздника.

Возвращение елки советским детям

В СССР вернуть праздник удалось только в 1935 году. Советский партийный деятель Павел Петрович Постышев, приехав в Москву, обратился к И.В. Сталину: «Вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?». Сталин поддержал эту идею.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым. Она начиналась так: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».НА ФОТО: Тот самый выпуск "Правды" за 1935 год с предложением вернуть елку детям.

Уже через четыре дня по всей стране появились новые елочные украшения: рубиновые пятиконечные звёзды вместо голубой Вифлеемской звезды, фигурки зверей вместо ангелочков. Были выпущены даже специальные ёлочные шары с портретами членов Политбюро ЦК КПСС! Но всё равно игрушек не хватало, и их мастерили из фольги и цветной бумаги.НА ФОТО: Советская атрибутика в ёлочных украшениях.

Во время Великой Отечественной войны игрушек на ёлку выпускали совсем немного. Но ёлки под Новый год продолжали наряжать. Они помогали хотя бы ненадолго вспомнить о мирной жизни, дарили людям надежду на победу.

Сегодня на верхушку елки можно водрузить всё, что угодно, — вы найдёте и пятиконечную, и восьмиконечную звезду, и навершие в форме сосульки. Пусть ёлка и сегодня создаёт праздничное настроение. С Новым Годом, дорогие читатели! 

Похожие статьи:

поделиться с друзьями


оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо сначала авторизоваться на сайте.

Также вы можете войти через социальную сеть ВКонтакте, Facebook или Twitter