Характеристика стилей бонсай

Характеристика стилей бонсай

Бонсай, его характерные особенности.
Разнообразие стилей в искусстве бонсай, на чем они основаны.

22 апреля 2014 года / Рейтинг:


Искусство бонсай, пришедшее к нам из Китая, становится все более популярным и разнообразным по стилям: от классических до самых оригинальных. Деревья, растущие на камнях, ствол, закрученный в тугой узел или роща в миниатюре — здесь каждый найдет пространство для творчества: и профессионал, и любитель.

Вопреки расхожему мнению о том, что бонсай появился в Японии, истинной родиной этой техники является Китай, а уже позже он был заимствован японскими монахами и возведен в ранг искусства. 

Бонсай представляет собой миниатюрные копии деревьев в горшках или поддонах. Подобное выращивание становится возможным благодаря уплощению корневой системы растения и сопутствующему перераспределению ее основных функций. Таким образом можно воссоздавать настоящие пейзажи в домашних условиях и всецело наслаждаться собственным уголком природы.НА ФОТО: Минисад в стиле бонсай

За более чем тысячелетнюю историю существования искусства бонсай сформировались различные стили, соответствующие природному разнообразию. Все деревья растут в различных условиях: во влажном, сухом, жарком, умеренном или холодном климате, — по отдельности или в группе, на равнинной местности или на горном склоне. Это определяет их форму, угол наклона, объем кроны, что и пытаются повторить поклонники бонсая. Но ко всему прочему, порой они добавляют свое собственное видение, что делает это искусство намного более значимым, чем просто дерево в горшке. Сегодня выделяется несколько основных стилей бонсая в зависимости от угла наклона ствола дерева, формы кроны и ряда других характеристик.

Стили бонсай

Классический вертикальный стиль (Chokkan) характеризуется прямым конусообразным стволом, сужающимся кверху, пушистой кроной и толстыми корнями. Ветви деревьев достаточно развиты, нижние — толще и длиннее верхних. Верхушка дерева имеет коническую форму. Этот стиль достаточно минималистичен и является основой для творческой фантазии и формирования других стилей. Он подходит для большинства деревьев, в особенности для хвойных пород (Кипариса, Можжевельника, Ели, Сосны), а также для фруктовых деревьев (Вишни, Сливы, Персика, Яблони, Апельсина и др.).НА ФОТО: Вяз в стиле Chokkan

Свободный вертикальный стиль (Moyogi) отражает всю красоту изгибов ствола, которые придают дереву оригинальный вид и вызывают воспоминания о старых породах, растущих в горах. Вершина ствола здесь должна оставаться на одной вертикали с его основанием. Все это делает свободный стиль наиболее популярным среди любителей и профессионалов. Большинство деревьев, кроме Кипариса и Кедра с их тяготением к классическому стилю, можно создать в стиле Moyogi.НА ФОТО: Мирт в стиле Moyogi

Наклонный стиль (Shakan) — это нечто среднее между классическим вертикальным и каскадным. Дерево при этом наклонено под небольшим углом. Нижняя ветвь растет в противоположном направлении к стволу. Самая главная цель наклонного стиля — сохранить гармонию и баланс. В природе дерево, растущее под наклоном, обычно подвергается особым климатическим условиям, которые изменяют направление роста, например ветру. В этом стиле рекомендуется выращивать Тую, Можжевельник, Сосну, Липу, Клен, Дуб, Березу и другие породы.НА ФОТО: Айва в стиле Shakkan

Каскадный стиль (Kengai) характеризуется тем, что ветви деревьев опускаются вниз и должны быть ниже дна горшка. По этой причине контейнер должен быть расположен на краю стола. Такая форма специфична для пород, растущих вдоль обрывов. Поскольку для всех деревьев характерен рост в высоту, создать каскадный стиль помогает выбор низкорослых пород и изменение роста с помощью специальной проволоки. Можжевельник является одним из самых подходящих деревьев для этого стиля.НА ФОТО: Кедр в стиле Kengai

Полукаскадный стиль (Han-kengai) отличается изогнутым стволом дерева, которое сначала растет вертикально, а затем его ветви опускаются вниз. Он является переходным между вертикальным и каскадным стилями. Здесь нижние ветви не должны опускаться ниже дна горшка, но при этом обязаны быть на уровень ниже основания ствола. В этом стиле можно выращивать хорошо гнущиеся деревья с гибким стволом, например, Азалию, Плющ, Кизильник.НА ФОТО: Можжевельник в стиле Han-kengai

Литературный стиль (Bunjingi) представляет собой изогнутое дерево с небольшой кроной и отсутствием нижних ветвей. Он имитирует условия произрастания в местах с густой растительностью, где мало света и выживают самые сильные породы. Для создания такого эффекта нижняя крона обрезается и дерево слегка наклоняется книзу с помощью проволоки. Идеальными представителями этого стиля бонсай будут Сосна и Кедр.НА ФОТО: Фикус в стиле Bunjingi

Стиль согнутый ветром (Fukinagashi) создает видимость постоянного воздействия устойчивых ветров. Все ветви дерева растут в одном направлении, в эту же сторону отклоняется и ствол. Добиться такого эффекта достаточно сложно. Стиль Fukinagashi подходит для Плюща, Можжевельника, Кизильника, Сосны.НА ФОТО: Кедр в стиле Fukinagashi

Двуствольный стиль (Sokan) характеризуется тем, что один корень дает два ствола. Один из них, как «родитель», немного утолщен, другой — более тонкий «ребенок». Самое главное — достигнуть гармонии, найти баланс между высотой и толщиной стволов. Для этого стиля хорошо подходят такие деревья, как Ель, Можжевельник, Сосна, Секвойя, Береза, Вяз.НА ФОТО: Двуствольная сосна

Многоствольный стиль (Kabudachi) или роща напоминает двуствольный. Он создается благодаря единой корневой системе, которая дает три и более стволов. При этом очень важно создать впечатление одной кроны, сформированной несколькими ствольными основами. В этом стиле хорошо выращивать лиственные породы, а для хвойных понадобится искусственное пробуждение спящих почек.НА ФОТО: Многоствольная сосна

Лесной стиль (Yose-ue) несколько сходен с рощей. Однако здесь нет единой корневой системы. Каждое дерево, а их должно быть как минимум пять, посажено таким образом, чтобы создать ощущение настоящего леса. Более мелкие экземпляры могут быть расположены по краям и на заднем плане, а более крупные — в центре. В лесном стиле позволительно выращивать любые деревья, подходящие для искусства бонсай.НА ФОТО: Японский клен

Стиль дерево на камне (Sekijoju) сформировался на основе наблюдений за деревьями в скалистой местности, где отсутствие питательной почвы приводило последних к укоренению в скале. Это может происходить двумя способами: за счет пористой структуры скалы, трещин и расщелин корни проникают внутрь или, в другом случае, оплетают камень, чтобы найти почву под ним. Поэтому для такого стиля в горшке с питательной основой укладывается камень, на котором впоследствии можно будет видеть корни деревьев. Это могут быть породы с мощной корневой системой, например, Клен, а также Фикус.НА ФОТО: Клен в стиле Sekijoju

Стиль лишенный коры (Sharimiki) имитирует старые деревья, которые подверглись естественным изменениям, а также воздействию солнца или разрядов молнии. Для воссоздания такого эффекта очищается кора, а ствол обрабатывается специальными веществами, например, сульфатом кальция. Стиль Sharimiki достаточно сложен, поскольку он предполагает «умертвление» части ствола при сохранении жизнеспособности дерева. Для него подходят долгоживущие породы.НА ФОТО: Ель, лишенная коры

Несмотря на сложившуюся классификацию, как и в любом искусстве, в технике бонсай остается достаточно места для творчества и собственных интерпретаций.

Похожие статьи:

поделиться с друзьями


оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо сначала авторизоваться на сайте.

Также вы можете войти через социальную сеть ВКонтакте, Facebook или Twitter