LePlants.ruLePlants

Новогодняя ель — древние корни традиции

Почему Новый год отмечают 1 января? Чем отличаются юлианский и григорианский календари? Связь народных праздников с положением солнца на небе.

12 декабря 2015 года / / Рейтинг:


Статья "Новогодняя ель — древние корни традиции", Журнал "Потенциал". 

Автор статьи — Чуб Владимир Викторович, Доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии растений биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Сегодня практически весь земной шар под Новый год наряжает гирляндами, игрушками и разноцветными огнями хвойное дерево с душистыми иглами — ель. Если ели нет, её заменяют сосной, пих­той или даже елкой из синтетических материалов. Но так было да­леко не всегда.

Давайте совершим небольшое путешествие в про­шлое, чтобы задуматься, откуда же возникла такая необычная традиция. Если в недавнем прошлом нам помогут исторические до­кументы, то в «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой нам поможет реконструкция (научная гипотеза, если хо­тите). Почему бы не представить, как жили люди в древности, во что верили, что хотели приблизить к себе, а от чего — уберечься. И чем дальше в глубину веков, тем труднее увидеть единый «стержень традиции: мы видим ветвящиеся корни, которые, спле­таясь друг с другом, и создают новогоднюю ёлку в том виде, в котором мы знаем её сегодня.

Новый год — точка отсчёта

Традиция наряжать новогоднюю ель "соткана" из нескольких мотивов. Первое и главное, что должны были решить люди, — когда отмечать Новый год? Как вести летоисчисление? Древние люди отмечали несколько праздников, прямо связанных с движением небесных светил. Все сходились в том, что важнейшими среди небесных тел должны быть Луна и Солнце. Луна повторяет свои фазы примерно раз в 28–29 дней. Каждый новый серп месяца жрецы называли своим именем. Отсюда в календаре название "месяц" (как календарный период).

Месяц в свою очередь делился на 4 части по 7 дней. Первый день был посвящен Солнцу (Sunday, Sontag), и в это время отдыхали, ничего не делали ("неделя"). Последующий день ("понедельник") посвящали Луне (Monaday, Montag), а дальнейшие — остальным планетам, каждая из которых находилась "под покровительством" определенного божества языческого пантеона. Например, четверг посвящался самому сильному германскому богу — Тору (Thurs day, Donnerstag), пятница посвящалась германской богине любви Фрее (Friday, Freitag) и так далее.НА ФОТО: Слева — Бог грома Тор с его непобедимым молотом. Справа — Богиня земной любви и войны Фрея.

Но — вот незадача — Луна и Солнце движутся не столь уж со­гласованно друг с другом. Проблему несовпадения очень остро ощущали еще в древние времена. Поэтому у тех народов, календарь которых «опирается» на Луну, довольно сложное летоисчисление. В какие-то месяцы приходится вставлять «ви­сокосные» дни, а какие-то годы да­же оказываются с дополнительным високосным месяцем! Например, римляне при необходимости встав­ляли високосный месяц из 22 или 23 дней после февраля. В Китае, Вьет­наме, многих мусульманских стра­нах до сих пор пользуются традици­онным лунным календарем, поэтому даты Нового года часто «плавают» в зависимости от «високосности» определённых месяцев.

Такой несогласованностью и сложным исчислением месяцев и лет часто пользовались жрецы. Со 153 г. до н. э. римский народ избирал консулов ровно на год, и 1 января начинался срок их полномочий. Если консул был неугоден жрецам, то год его правления становился на месяц-два короче. За определенную взятку жрецам консулы могли «удлинить» свое правление.

В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь положил конец этому произволу. Для «наведения порядка» Цезарь заставил жрецов удлинить год своих полномочий до 455 дней, после чего месяцы оказались стандартной дли­ны (30 или 31 день, редко — 28 или 29) и теперь никак не были привя­заны к фазам луны. Календарь при­нял привычный нам вид: 365 (или 366) дней, 12 месяцев и високосный февраль раз в 4 года. Такой кален­дарь называют юлианским.НА ФОТО: Гай Юлий Цезарь — реформатор календаря.

Появление григорианского календаря

В XIV в. астрономы смогли еще точнее рассчитать, за какое время Солнце возвращается в ту же самую точку на небесной сфере. Оказалось, что юлианский календарь неточен: один солнечный год равен не 365,25 суток, а 365,2425 суток. Это означа­ло, что за каждые 100 лет в юлиан­ском календаре накапливается ошибка примерно в 1 день: «1 ян­варя» приближается к лету. Астро­номы поняли, что через каких-нибудь 18000 лет Новый год при­дётся праздновать летом, а не зи­мой! Такие «заморочки» в то время астрономов беспокоили мало. Го­раздо важнее было то, что, оказы­вается, дату Рождества Христова весь мир будет праздновать в не­правильный день, а это не угодно Богу.

Дебаты о календаре были до­статочно долгими, пока, наконец, Папа римский Григорий XIII не ввёл указ (буллу) о новом летоис­числении. По указу сразу после четверга 4 октября 1582 года сле­дующим днем должна быть пятница 15 октября 1582 года. Каждый год, заканчивающийся на 00, не должен быть високосным (за исключением случаев, когда номер года делится на 400). Так появился современный григорианский календарь.НА ФОТО: Папа Григорий XIII — основатель григорианского календаря.

Указ был воспринят с крайним неодобрением. Папу Григория XIII обвинили в ереси, а также в том, что он пытается «обмануть перелет­ных птиц». Люди отказывались пла­тить подати на том основании, что ещё не прошло определенного вре­мени с момента последних ежеме­сячных сборов. Вспыхивали восста­ния, были человеческие  жертвы, связанные с введением нового ка­лендаря. Посольство с предложени­ем ввести новый календарь от Папы Римского к константинопольскому Патриарху получило холодный от­каз, поскольку «новый календарь противоречит правилам исчисления Пасхи». Страны Восточной Европы довольно долго придерживались прежнего (юлианского) календаря.

Но настойчивость папского дво­ра, который отныне подписывал указы только новыми датами, в кон­це концов возымела действие. В XVII в. на григорианский кален­дарь перешли Германия, Велико­британия и Швейцария, в XIX в. — Япония, а в начале XX в. — Турция и Россия. Хотя гражданский кален­дарь в России уже давно григориан­ский, календарь церковных празд­ников у нас по-прежнему юлиан­ский. Этим и объясняются наши «старые» традиции революцию 7–8 ноября называть Октябрьской, праздновать Рождество Христово 7 ян­варя (а не 25 декабря — как у ка­толиков), отмечать «Старый Новый год» в ночь с 13 на 14 января. На самом деле это — результат сохра­нения юлианского календаря, в ко­тором даты не только «не поменялись», но даже несколько «передви­нулись» относительно григорианско­го календаря еще на несколько дней (ведь годы с двумя нулями в юлиан­ском календаре по-прежнему счита­лись високосными!).НА ФОТО: И 70 лет назад День Великой Октябрьской революции 2017 г. отмечали месяцем позже, в ноябре.

Астрономические праздники

Народные праздники издревле связаны с движением светил по небу. Для Солнца в течение года можно отметить 2 характерных положения (они более-менее совпада­ют с датами современного солнечно­го григорианского календаря).

Летнее солнцестояние

Самое высокое положение над горизонтом (летнее солнцестояние) в Северном полушарии происходит обычно 21 июня. Тогда бывают самые короткие ночи и самые длинные дни в году. В Санкт-Петербурге отмечаются «летние ночи», а за полярным кругом Солнце даже не заходит за горизонт. Древние славяне в это вре­мя отмечали «русалии». Целая неделя была посвящена игрищам: прыга­ли через костёр, плели венки, девушки гадали о суженом. Было и че­го бояться: считалось, что всяческая нечисть становится более активной. Особенно русалки — во время летнего солнцестояния они взбираются и си­дят на деревьях, а отважных ку­пальщиков уносят в свое подводное царство.НА ФОТО: Считается, что образ русалки имеет исконно славянские корни.

Во время христианизации «языческие» корни традиции было очень трудно искоренить — люди по-прежнему хотели отмечать день летнего солнцестояния. Поэтому было решено придать празднику христи­анский оттенок: дескать, празднуем день рождения Иоанна Крестителя (23 июня). Люди особо не возража­ли — перенос праздника на несколько дней был не так уж важен. Ведь ру­салии справляли неделями. Теперь мы знаем этот праздник как день Ивана Купалы. Однако летнее солн­цестояние никогда не воспринима­лось как «начало года».НА ФОТО: Празднование Ивана Купалы — гадание с венками.

Зимнее солнцестояние

Самое низкое положение Солнца над горизонтом (зимнее солнцестояние) в Северном полуша­рии обычно происходит 21 декабря. День очень короткий, а за Поляр­ным кругом Солнце вообще не пока­зывается над горизонтом. В это вре­мя в древности праздновали Коляд­ки. Коляда — божество языческого пантеона, связанное с началом года. Многие лингвисты прослеживают связь между славянским словом «Коляда» и греческим «календарь». Календами греки называли первые числа каждого месяца, и «колядки» воспринимались как начало года.

Потусторонние силы также счита­лись очень активными. В самое тем­ное время года злых существ пыта­лись отпугнуть переодеванием в страшные личины медведя, быка и других животных. При этом было важно, чтобы переодетый не был узнан. «Дед Мороз» был злым суще­ством, от которого следовало обере­гаться. Люди боялись, но с надеждой ждали, когда же «солнце начнет расти» — день начнет прибавляться. Обычно ощутимая «прибавка» была заметна лишь через три дня, после чего можно было возвращаться к привычной жизни.НА ФОТО: Колядки с переодеванием.

Германские племена в это же время справляли праздник Йоль (Julfest) с довольно похожими тра­дициями. От германцев название праздника сохранилось в финском языке в довольно необычной форме: Joulupukki (Йолупукки). Сегодня таким именем называют финского «Деда Мороза», хотя на самом деле прямой перевод — Йольский Козёл. Переодевание для отпугивания злых духов было развито у скандинавов и германцев. Традиционно «колядова­ли» дети: и у славян, и у германцев они ходили по домам, обменивая подарки.

При христианизации и Колядки и Йоль связали с празднованием Рождества Христова (25 декабря), что совсем немного отличалось от традиционных дат астрономических праздников.

О том, за что тис стал тотемом и зачем уничтожили тисовые рощи читайте во второй части статьи "Тис — тотемное дерево в борьбе за выживание".

Оцените статью